Главная / Пресса о нас

Судакский храм Покрова Божией Матери


Так называется новая книга протоиерея Валентина Ромушина, написанная по благословению Высоко-преосвященнейшего Платона, Митрополита Феодосийского и Керченского, посвященная юбилейным датам, которые будут отмечаться осенью следующего года: 200-летию со дня закладки и 190-летию со дня освящения судакского Свято-Покровского храма.

   Это научно-популярное издание содержит обширную информацию по истории создания главного судакского храма. Автор начинает свое повествование с рассказа о существовавшей в Судакской крепости церкви во имя святого апостола и евангелиста Матфея, в разное время, по мнению историков, служившей в качестве культового сооружения различным религиозным конфессиям Здание было греческим православным храмом, затем мечетью, католической церковью, православной гарнизонной церковью, немецкой кирхой и армянским храмом. Поскольку в начале 19 в. оно совершенно обветшало, богослужения здесь прекратились, а Судак остался без церкви и без священнослужителя. И жители поселка стали обращаться в епархию с просьбой о строительстве нового приходского храма.
   В книге приводятся тексты документов, дающих разрешение на строительство церкви, а также домов для священника и причта за счет средств местных помещиков. Кроме того, указывается, что в дальнейшем они добровольно обязались вносить определенные суммы на содержание священника, дьякона и пономаря (отрывок из соответствующего документа размещен на форзаце книги).
   О.Валентин приводит документальные факты в пользу того, что закладка первого камня Покровского храма состоялась не 20 сентября (по ст. ст.) 1819 года, как принято считать, а 1 (14) октября, в престольный праздник будущего храма.
   Отдельная небольшая глава посвящена рассказу о жертвователях и устроителях новой церкви и других обитателях судакских имений: подполковнике Жмелеве, бароне Боде, управляющем имением графа Мордвинова Иване Роблете, Жюстине Жакмар, в честь которой назван мыс Француженка.
   Безусловно, заинтересует читателя история возведения колокольни Покровской церкви. По проекту, разработанному известным зодчим И.Ф. Колодиным, судакская звонница должна была стать самым оригинальным и необычным сооружением подобного рода в Крыму. Решено было строить колокольню в четыре яруса, со шпилем и смотровыми балконами на верхнем ярусе. Но из-за боязни сильных ветров от шпиля и смотровой площадки пришлось отказаться. Фундамент колокольни был сделан к концу 1829 года, а само строительство затянулось, т.к. средства на него собирали всем миром. Иван Жмелев и граф Илья Капнист добились выделения помощи на завершение колокольни, обещанной Новороссийским генерал-губернатором М.С. Воронцовым. И сам он, и Таврический гражданский губернатор А.И. Казначеев также пожертвовали личные средства на строительство. Долгожданная звонница высотой более 30 метров с позолоченным медным крестом в 1,8 метра была закончена к началу 1843 года.
   Уделено внимание в книге и высокопоставленным благодетелям. уже упомянутым светлейшему князю М.С. Воронцову и А.И Казначееву, а также его предшественнику на посту Таврического гражданского губернатора Д. В. Нарышкину.
   Центральная (и, можно сказать, основная) часть книги рассказывает о священнослужителях Свято-Покровского храма. Автор приводит сведения о первом служившем здесь священнике отце Тарасии Дмитриевиче Дмитриеве. Далее идет перечисление (с краткими биографическими данными) последовательно сменявших друг друга настоятелей: о.Иоанн Дацевич, о.Лазарь Загоруйченко, о.Василий Шевченко, о.Феодор Емчицкий, о.Феодот Красноставский, о.Василий Косовский (сыгравший значительную роль в просвещении жителей Судака), о. Константин Васильев (рукоположенный из псаломщика судакского храма), о Григорий Никольский, о.Николай Муранович, о.Иосиф Иванов, о.Петр Владимирский, о.Капитон Гергилевич, о.Аверкий Диковский, о.Иоанн Полканов (служивший также в с.Салы (нынешняя Грушевка). о.Валентин Томкевич, о.Александр Ильенков, о.Сергий Зернов. Параллельно приводятся данные о численности прихожан судакского храма в разные годы.
   Более подробно автор остановился на деятельности священника Сергия Николаевича Зернова, который руководил церковной общиной в трагические годы Первой мировой войны, революции и красного террора. При нем судакская церковь была расширена (вначале она имела форму равноконечного креста), отремонтирована и торжественно вновь освящена 24 октября 1913 года. При о.Сергии церковноприходское братство активно занималось благотворительностью, собирая для больных и раненых воинов вещи и продукты.
   Отдельная глава посвящена священнику Валентину Фортунатовичу Томкевичу, служившему в судакском храме более десяти лет - с 17 мая 1899 года. Ему принадлежит заслуга создания Покровского церковноприходского братства, школы грамотности, преобразованной позднее в церковноприходскую. Иерей Валентин Томкевич, известный историк-краевед, член Одесского общества истории и древностей, изучив архивные источники и обширную литературу, написал работу «Судакский приход в историко-археологическом, этнографическом и бытовом отношениях», напечатанную в 1907 году в «Таврическом церковно-приходском вестнике» и изданную затем отдельной книгой «Судак Таврический», которая и сейчас сохраняет свою познавательную ценность.
   Протоиерей Валентин Ромушин рассказывает об активной общественной и церковной деятельности о.Валентина Томкевича на различных должностях, о дружбе судакского священника с отцом русского виноделия князем Львом Сергеевичем Голицыным. Впервые здесь публикуются документальные записи из гостевой книги князя, представляющие несомненный интерес для всех, интересующихся историей нашего края. Кроме того, приводится текст открытки, отправленной о.Валентином в Симферополь, и его дарственная надпись на книге «Судак Таврический», а также напечатана фотография самой упомянутой открытки, подписанной священником Томкевичем.
   В тесной связи с предыдущей глава, рассказывающая о деятельности Покровского церковно-приходского братства, которое ставило задачей религиозно-нравственное просвещение, оказание помощи бедным и восстановление древних православных святынь. Его благотворительная деятельность осуществлялась за счет членских взносов и добровольных пожертвований. Так, в частности, за очень короткий срок Братство сумело восстановить древний храм в Солнечной Долине.
   Найдут для себя полезные сведения в главе, рассказывающей о первом архипастырском посещении Судакского прихода в 1906 году епископом Симферопольским и Таврическим Преосвященнейшим Алексием, те, кто интересуется православной историей Судака. Был в этой истории и тревожный момент, когда судакской церкви грозило разрушение из-за слишком тяжелого каменного купола, и в следующей главе повествуется о ее реставрации в 1858-61 гг. После успешного ремонта церковь была вновь освящена настоятелем Кизилташского мужского монастыря игуменом Парфением. В этой же главе рассказывается о посещении весной 1912 года судакского Свято-Покровского храма последним российским императором Николаем II, который щедро выделил деньги на его ремонт. Благодаря этому церковь смогли перестроить и сделать ее более вместительной. Автор приводит в книге чертежи проекта перестройки и тексты документов: публикации в журнале «Таврический церковно-общественный вестник» за ноябрь 1913 г. о торжестве освящения храма в Судаке; благодарственной телеграммы императору Николаю II от Преосвященного епископа Димитрия и судакских прихожан, а также ответной телеграммы государя. Также в книге напечатана чудом уцелевшая фотография, сделанная на празднике освящения, и дано подробное описание, кто на ней запечатлен.
   Еще одна уникальная фотография присутствовавших, как полагает автор, на столетнем юбилее церкви в 1919 году дает представление о том тревожном трагическом времени. Приведена она в главе «В годы лихолетья» (1917-1980), из которой мы узнаем о судьбе двух судакских священников, пострадавших от преследования большевистской власти: о. Иоанна Колосовского. арестованного за протест против закрытия храма и погибшего в северных лагерях в 30-х, и причисленного к лику святых протоиерея Иоанна Блюмовича, который был обвинен по лжесвидетельству и расстрелян 13 апреля 1938 года. Также здесь сообщается, что в 1926 году была взорвана колокольня, а в 1936 году судакская церковь была закрыта, и в ней организовали пионерский клуб.
   Две завершающие главы посвящены послевоенному времени и возрождению Свято-Покровского храма.
   Несомненный интерес вызывает рассказ о визите в судакскую церковь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, летом 1947 года, когда настоятелем был о.Михаил Иванов. Тогда архипастырю очень понравилось звучание большого пятисоткилограммового колокола судакского храма. И поэтому он был передан приходом в Симферопольский кафедральный собор. Упоминаются также служившие в судакской церкви в 50-е - начале 60-х годов священники Николай Розанов, Мищук и Поветкин.
   В 1962 году здание Покровской православной общины было изъято и передано Дому пионеров, затем в 80-е годы там была телерадиомастерская. Вернули церковь верующим в 90-х. Об этом последнем периоде в книге говорится тезисно. Всего одно предложение посвящено настоятелю Свято-Покровского храма игумену Никону (Демьянюку), на протяжении 20 лет, с 1995-го по ноябрь 2015-го (до своей трагической гибели) служившему Храму. Именно при нем была заново возведена на историческом месте колокольня, о воссоздании которой упоминается в тексте. Автор также называет, что сделано при нынешнем настоятеле, архимандрите Марке (Александрове). Главное - в церкви сделали второй престол, в честь преподобно-мученика Парфения Кизилташского, и теперь в храме можно служить две литургии: раннюю и позднюю.
   Новая книга протоиерея Валентина Ромушина заинтересует не только православных верующих, но и всех, кто увлекается краеведением и историей. Она написана хорошим языком, легко читается, содержит обширный справочный и иллюстрационный материал Выпущенная тиражом 2 тысячи экземпляров в симферопольском издательстве «Н. Орiанда», книга претендует на то, чтобы занять почетное место в библиотеках крымчан.

О.КОВШЕВАЦКАЯ
Фото из сети Интернет


Статья из газеты "Судакские вести" от 06 декабря 2018 года.
Фото оригиналов статьи: 1, 2, 3.
Фото храма взаимствовано с ресурса "Паблик Крым"
 
ЗАКАЗ МОЛЕБНОВ
МОЛЕБЕН О СЕМЬЕ У ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ С МОЩАМИ СВ, ПЕТРА И ФЕВРОНИИ
СОРОКОУСТ
ПАНИХИДА
 
ОБЩЕНИЕ И ИНФО
Храм в селе Морское
Морское, Крым
Официальный сайт Морского
 
© 2016-2022 "Церковь в Морском". Все права защищены. При использование материалов, указание ссылки на сайт обязательна!